Авто на альтернативных источниках энергии
Шаттлы нового поколения |
Все более популярной становятся проекты, целью которых является разработка специальных машин для прыжков к границе космоса в стратосферу, кроме того разрабатываются аппараты и для традиционных полноценных орбитальных миссий. Пока сложно сказать приведут ли эти многоразовые шаттлы к революции в области космических грузоперевозок, но почти абсолютно точно можно сказать, что очень бурно развивающийся в последнее время рынок космического туризма обогатится благодаря таким аппаратам, тем более что спрос на туристические путешествия в космос довольно велик.
Как показал печальный опыт американской программы, выводить спутники на орбиту при помощи многоразовых шаттлов оказалось не очень-то выгодной затеей. Но, возможно, аппараты нового поколения, значительно более компактные беспилотники ,могут изменить ситуацию?
Недавно был произведен запуск военного мини-шаттла на орбиту, запуск оказался весьма успешным, что подстегнуло интерес специалистов к небольшим космическим машинам.
Французская компания Dassault Aviation старется не отставать от своих конкурентов европейской компании EADS-Astrium, а также от американских компаний, создавших суборбитальные туристические космические аппараты Lynx и SpaceShipTwo. Французы уже несколько лет ведут свой проект, но теперь у них появился дополнительный стимул.
В рамках этого проекта инженеры-разработчики уже спроектировали достаточно много важных для многоразового аппарата систем, они уже подобрали подходящие двигатели. Но сам аппарат пока можно увидеть лишь на компьютерных рисунках и чертежах.
Французски челноки называются VEHRA ( «Аппарат гиперзвуковой многоразовый воздушного старта») , они представляют собой грузовые беспилотники. Проект разработки этих аппаратов основан на конструктивных особенностях экспериментального самолёта NASA X-38, который был создан как прототип спасательного средства для МКС, который имеет название Crew Return Vehicle.
Американский мини-челнок X-38 прошёл несколько тестовых полетов в атмосфере, но в 2002 году программа была закрыта из-за недостатка финансирования.
Французская компания Dassault Aviation взяла X-38 за основу, и доработала облик и аэродинамику этого аппарата. Французов считают, что их беспилотный челнок должен будет стартовать с борта транспортного самолёта, это должно позволить обеспечить существенно большую гибкость при выборе траектории полета космолета, а также значительное снижение затрат на содержание наземной инфраструктуры.
В рамках программы VEHRA компания Dassault планирует построить три по сути разные машины, которые похожи только общими обводами: 10-тонный прототип-демонстратор, 30-тонный аппарат для доставки на орбиту спутников. а также 200-тонный шаттл, который способен поднять на низкую орбиту целых 7 тонн полезной нагрузки. Правда представители компании не уточняют с какого именно типа самолёта можно будет сбрасывать челнок, вполне может быть, что тут уже речь идёт о обычном ракетном старте с земли.
Интересно отметить, что к проекту VEHRA привлечены не только специалисты самой компании, но и несколько практикантов из некоторых европейских вузов.
Кроме того в проекте VEHRAесть весьма интересное ответвление, которое образовалось в 2004 году. Здесь разрабатывают туристические корабли VSH. Это более простая разработка, и поэтому она может дойти до реализации раньше «грузовичков». VSH представляет собой 11-тонный шестиместный челнок, который, как и его старший собрат VEHRA, должен стартовать с борта самолёта-носителя. Предположительно, разделение челнока и носителя будет происходить на высоте почти 8 километров при скорости равной 0,7 скорости звука. А затем собственный двигатель этого миниатюрного челнока, который работает на жидком кислороде и керосине, должен разогнать шаттл до 3,5 маха и поднять его на высоту более 100 километров.
Для туристов космическая прогулка на VSH означает наблюдение бесконечным космосом и кривизной горизонта, плюс три минуты невесомости.
Пока нет никаких намеков со стороны представителей компании относительно сроков воплощения проекта VSH. Впрочем, стоит заметить, что у данного мини-челнока есть все шансы на успех. И дело тут не только в давно проработанной американцами основе замысла. В Dassault считают, что массовый космический туризм может начаться только с таких, сравнительно простых и недорогих рейсов.
В 2008 году к компании Dassault для дальнейшего развития проекта VSH присоединилась швейцарская аэрокосмическая корпорация Ruag, а также политехнические институты, расположенные в Цюрихе и Лозанне. Учёные из Швейцарии потратили достаточно много времени на изучение различных аспектов конструкции небольших челноков, и в скором времени должен выйти большой доклад, который может внести существенные коррективы и определить будущее ракетоплана. Уже сейчас можно утверждать, его успех или провал VSH однозначно определит судьбу более крупных орбитальных челноков из линейки VEHRA.
А тут есть монтажная пена :-)
|