Прыжок из стратосферы: неудавшаяся попытка поставить рекорд
Прыжок из стратосферы: неудавшаяся попытка поставить рекорд
Про новый рекорд прыжка из стратосферы можете прочи ть тут.
История и цель проекта
Во времена «холодной войны» одним из приоритетных направлений развития США и СССР была космическая программа. Внимание общественности и государственных структур в середине 60-х годов прошлого века было приковано к противостоянию нашей космонавтики и американской астронавтики. Все остальные области, в которых проходило это негласное соревнование, в это время отошли на второй план. Да и в освоении космоса было уже поставлено большинство рекордов. Одной из областей, в которой не был закреплен приоритета одной из двух сверхдержав, были контролируемые затяжные прыжки или, как говорят на Западе, «свободное падение» из стратосферы.
В этой области есть два рекорда. Первый рекорд установил Евгений Андреев, который 1 ноября 1962 года совершил затяжной прыжок с высоты около 25 км. из гондолы стратостата «Волга». Этот прыжок официально закреплен как рекордный Международной федерацией аэронавтики (Federation Aeronautique Internationale - FAI). Второй рекорд установил американец Джозеф Киттингер , 16 августа 1960 года он совершил прыжок с высоты 31 км. 300 м., его прыжок занесен книгу рекордов Гиннеса как рекордный прыжок, совершенный из стратосферы. Прыжок был выполнен в рамках программы EXCELSIOR, Киттингер пролетел в свободном падении почти 26 км. В качестве стабилизатора использовал небольшой парашют, диаметр которого составлял примерно 2 метра, поэтому его достижение не было зарегистрировано FAI.
Чтобы разрешить неопределенность был дан старт проекту STRATO JUMP, целью которого стало установить новый рекорд высоты прыжка из стратосферы, причем без использования стабилизирующего парашюта. Очень важно отметить, что это полностью частный проект, Министерство обороны США лишь посмогло энтузиастам в получении разрешения на выполнение столь высотных полётов, а также направило спасательную команду вооруженных сил для оказания помощи астратонавту после его приземления на Землю.
Главным инициатором и исполнителем этого проекта был молодой и амбициозный американский парашютист Николас Пиантанид. К сожалению, его попытка не была успешной, поэтому довольно долгое время история об этом человеке и о его не освещалась для широкой публики. На различных сайтах о парашютных и стратосферных прыжках, в различных статьях приводились лишь отдельные факты об этом проекте, о попытке установить мировой рекорд, но эти факты зачастую противоречили друг другу и были крайне отрывочны. На Западе только в 2003 году вышла в свет книга Крейга Райана «Великолепная неудача: Свободное падение с границы космоса», описывающая этот грандиозный проект. А вот в России и по сей день книга крайне малодоступна, поэтому приведенная ниже может оказаться не совсем точной и требует сравнения с книгой.
Технические подробности
Разработкой стратостата для проекта занималась фирма Raven Industries во главе с известным баллонистом Эдом Йостом, который возглавил наземную службу обеспечения полёта. Статостат, наполняемый гелием, имел объем 141 584 м3. Кроме разработки инженеры компании проводили предстартовую подготовку стратостата, проверяли системы жизнеобеспечения аппарата, а также специального костюма пилота. Фирмой Raven Industries также разработала и построила относительно небольшую алюминиевую гондолу для построенного стратостата.
Техническое оснащение всег проекта зависело прежде всего от спонсоров, ведь государство не финансировало проект. Так, например, один из спонсоров проекта - журнал LIFE предоставил в распоряжение Николаса Пиантанида видео и фотокамеры. Который управлялись дистанционно и имели специальную со специальной пленкой, которая работает при низких температурах. Штатный сотрудник помогал при установке этих камер на аппарат, кроме того он лично присутствовал на всех полётах.
Первый полет
Первый тестовый полет был совершен 22 октября 1965 года. К сожалению, уже через полчаса часа после старта STRATO JUMP I, когда он находился на высоте почти 7 км, верхушка аппарата была разорвана сильным порывом ветра. Николасу Пиантанида пришлось гондолу стратостата. Раскрыв парашют, не достигнув желаемой высоты, он раскрыл парашют и вполне благополучно приземлился, правда приземление было совершено на городской свалке города Сэнт Пол в штат Миннесота.
Второй полет
Второй полёт был совершен внад городом Су-Фолс 2 февраля 1966 года. Стратостат STRATO JUMP II достиг нужной высоты 37,6 км.
При достижении максимальной высоты была, Николас начал готовиться к своему рекордному прыжку. Для этого необходимо было сначала отключить кислородный шланг, соединяющий его специальный костюм с кислородными баллонами, расположенными в гондоле. К сожалению, инженеры ошиблись в расчетах, вентиль, с помощью которого нужно было разъединить две системы и перевести скафандр на автономное питание, замерз из-за очень низкой температуры и не открывался. Николас Пиантанида пытался силой сорвать вентиль, но это у него так и не получилось. Совершить прыжок оказалось невозможно из-за соединяющего шланга. Руководитель наземной службы управления полетом Эд Йост принял решение отделить гондолу от стратостата, чтобы спасти жизнь Николас Пиантанида. Пилот вернулся в кресло гондолы, после чего она отделилась от стратостата и стала спускаться в свободном падении. Которое продолжалось около 35 секунд. При этом скорость аппарата достигла почти 970 км/ч. Спуск происходил вполне нормально, гондола не вращалась  в полете.
На высоте почти 30 км. должен был раскрыться парашют гондолы, что несло потенциальную опастность для пилота, ведь рывок при раскрытии мог быть настолько сильным, что астронавт мог вылететь из открытой гандолы. Вышло так, что рывок оказался не намного сильнее того, какой бывает при самом обычном прыжке с парашютом. Но была и другая неприятность. Под куполом парашюта гондола стала довольно сильно раскачиваться из стороны в сторону. Эд Йост спросил Николаса о его самочувствии, на что пилот ответил: «Меня тошнит от этих раскачиваний». К счастью, гондола вместе с Пиантанидом успешно приземлилась посреди картофельного поля в штате Айове. Пилот при этом не пострадал, но долгожданный рекорд так и не был поставлен.
Третий полет
Последний третий полёт состоялся 1 мая 1966 года. К сожалению, во время подъема стратостата STRATO JUMP III, на высоте 17,5 км. произошла трагическая авария. Произошла взрывная декомпрессия, герметичность специального высотного скафандра Николоса была нарушена, и пилот практически мгновенно оказался в почти безвоздушном пространстве. Что, как и почему произошло до сих пор не известно. По одной из версий пилот самостоятельно открыл свой гермошлем, потому что скафандр был плохо подготовлен, из-за чего у пилота началось кислородное голодание. Другие утверждают, что сам высотный костюм был неисправен..
У наземного персонала после поступления сигнала тревоги были считанные секунды. Чтобы принять решение. Был только один выход из сложившийся ситуации – нужно было отделить гондолу от стратостата для того, чтобы вернуть пилота на землю и попытаться его спасти, как это было во второй попытке. Гондола была отделена и успешно приземлилась под парашютом через 25 минут. К этому моменту уже прибыла бригада врачей из спасательной команды ВВС, которая попытались оказать ему скорую помощь, но было уже слишком поздно. Астронавт был в состоянии комы. Врачи делали все, что могли,но вывести его из комы так и не получилось, и 29 августа 1966 года парашютист скончался в больнице. Один из врачей позднее заявил, что у Николаса Пиантанида был самый тяжелый случай аноксии, который он когда либо видел видел.
 

мотоциклы

Новое в "Електро мобили"

Новый электромобиль от Mercedes-Benz
Недавно на автосалоне...
Электромобиль BMW i3Т
Концерном BMW были обна...

Новое в "Чудо техники"

Detroit Electric – возрождение бренда
На автосалоне в Шанха�...
Распредвал уйдет в историю
Кристиан фон Кенигсег...
Появление мотороллера
История превращения м...
Скутер T3 выходит на рынок
Американская компани�...
Лазерные фары от BMW
  Инженеры BMW решили и...
Коляска-робот уже в продаже.
  Американская компа�...
Подзарядка для электромобилей
  Японские инженеры о...
Растительное масло вместо бензина
  Тема альтернативны�...

Новое в "Водород"

MAN Lion City Bus
MAN Lion City Bus – городской...
Mazda RX-8 hydrogen
Компания Mazda разработ...
BMW Hydrogen 7
BMW Hydrogen 7 – битопливны�...
Ford E-450. Автобус.
В 2005 году компания Ford ...

Новое в "Гибриды"

Дизель-гибридный Scorpion от Audi
Дизельный гибридный с...
Концепт Viziv от Subaru
Компания Subaru на автос�...
Volkswagen XL1. Расход топлива меньше литра
Руководством компани�...
Гибридная Optima для Супермена
Для автосалона в Чика�...
Toyota Yaris Hybrid
Модель хэтчбека Toyota Yar...
Cуперкар Jaguar C-X75
Головокружительный Ja...
Гибрид Porsche 918 Spyder
Пылкий и мощный Porsche 918...
Audi R18 e-tron – гоночный болид-гибрид
Audi R18 e-tron – гоночный б�...
Спортивный гибрид - Ferrari 599
Спортивный гибрид -  Fe...
style=