Авто на альтернативных источниках энергии
Обзор рынка аккумуляторов для электромобилей |
До недавнего времени автомобиль на электрической тяге вызывал у большинства пользователей улыбку, если не саркастический смех. Действительно, электромобили по своим характеристикам пока не могут сравниться с классическими моделями на бензиновом или дизельном ходу. Но прогресс не стоит на месте, и возможно, в скором будущем произойдёт массовый переход на экологические, бесшумные и экономичные двигатели на электрической тяге.
Главной силой приводящей в движение электромобиль является электродвигатель, который получает необходимую энергию от аккумулятора. Именно аккумуляторная батарея считается сердцем и, на данный момент, самым проблемным звеном в электромобиле. Это достаточно известный факт. Но мы, в этой статье, не будем стремиться отпугнуть потенциального покупателя от приобретения автомобиля на электрическом ходу, а постараемся досконально рассмотреть все недостатки и преимущества его основного источника энергии - аккумуляторной батареи.
Итак, аккумуляторная батарея электромобиля представляет собой химический источник тока (ХИТ), который служит для накопления, аккумулирования энергии и обеспечения ею различного электрического оборудования в автономном режиме. Энергия в батарее образуется за счет свойств обратимости внутренних химических процессов, что позволяет вырабатывать её многократно с помощью циклических действий: заряд-разряд.
Принцип действия любого аккумулятора основан на свойствах обратимости химической реакции. Конструктивно аккумулятор представляет собой сосуд наполненный электролитом, в который помещены два металлических электрода разного химического состава. В процессе взаимодействия электрода с электролитом в сосуде возникает разность потенциалов. Если к выводам электродов присоединить проводник, то по нему пойдёт ток. Со временем, в результате химических реакций, состав электролита и электродов изменяется и происходит процесс разрядки аккумуляторной батареи. Если на электроды подать напряжение от постороннего источника тока, то процессы в батарее потекут в обратном направлении, таким образом, восстанавливая первоначальный химический состав электролита и электродов. Этот процесс называется зарядкой аккумуляторной батареи.
С принципом работы и назначением аккумуляторной батареи мы познакомились, теперь немаловажно, классифицировать их основные типы, используемые в транспорте. Выявить недостатки и оценить достоинства аккумуляторов.
Аккумуляторные батареи выпускаются в следующих разновидностях:
• Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи
• Литий-ионные аккумуляторы
• Натрий никель-хлоридные аккумуляторные батареи
• Никель-кадмиевые аккумуляторы
Рассмотрим каждый вид аккумуляторной батареи отдельно.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареиНа сегодняшний день это самые востребованные, практичные и дешевые источники питания для электрического транспорта. Свинцово-кислотные батареи классифицируются по применению их на транспорте. Бывают буферные, тяговые и стартерные аккумуляторные батареи. Для электромобилей нам интересен, естественно, тяговый подвид свинцово-кислотных батарей. Используются эти батареи, как источник питания двигателей электромобилей. Режим работы – циклический, то есть, как правило, электротранспорт эксплуатируется в течение дня, а ночью аккумуляторная батарея ставиться на зарядку.
Свинцово-кислотные батареи также различаются по видам:
• Батареи с электролитом. Используются в качестве тяговых и стартерных источников питания.
• Батареи с гелевым наполнителем
• Батареи с жидким электролитом, который взаимодействует со стекловолокном.
Преимущества свинцово-кислотных аккумуляторов следующие:• Этот вид аккумуляторов получил широкое распространение, а, следовательно, найти их проще, да и стоят они недорого. Например, батарея 8-10 КВт\час обойдётся 30-40 тысяч рублей.
• Не высокий самозаряд батареи
• Отлично справляются с мощными нагрузками
• Достаточна высокая экологичность
Недостатки свинцово-кислотных аккумуляторов:• Большой вес, в сравнении с другими аккумуляторами
• Относительно низкая плотность энергии
• Требуется постоянный контроль за уровнем электролита
• Плохо прогнозируется возможный выход аккумулятора из строя
Литий-ионные аккумуляторыИспользование литий-ионных аккумуляторов в качестве тяговых батарей является перспективным направлением для электротранспорта. Технология производства этих аккумуляторов совершенствуется из года в год: улучшается характеристики, уменьшается стоимость КВт\час. Вполне вероятно, что литий-ионные аккумуляторы станут единственным источником питания электромобилей в недалеком будущем.
Преимущества литий-ионных аккумуляторов:• Большая плотность энергии – как весовая, так и объемная
• Напряжение на одном элементе батареи составляет 3.6 Вольта, что в три раза выше, чем у других разновидностей аккумуляторов
• Предельно быстрый заряд батареи до 90-95% емкости за 30-40 минут
• Ресурс жизни – более 1000 циклов разряда/заряда батареи
• Показатель саморазряда – 4-5% в месяц
• Утилизируются без переработки, что показывают их высокую экологичность
Недостатки литий-ионных аккумуляторов:• Возможность взрыва при зарядке или механическом повреждении аккумулятора
• Срок нормальной продуктивной работы не более пяти лет
• Достаточно высокая стоимость аккумуляторов
Натрий никель-хлоридные аккумуляторыЭтот вид аккумуляторов был разработан ещё в 1980 году для потребностей электротранспорта. Натрий никель-хлоридные батареи или (ZEBRA), как их прозвали, стали более дешевой и безопасной заменой литий-ионным аккумуляторам. В современном мире многие автомобильные компании выпускающие электромобили всё чаще устанавливают батареи (ZEBRA), руководствуясь их практичностью и высокими эксплуатационными характеристиками.
Преимущества натрий никель-хлоридных аккумуляторов (NiNaCl):• Высокая емкость, такая же, как у литий-ионных батарей
• Низкая цена и большая доступность, которая конкурирует со свинцово-кислотными аккумуляторами
• Длительное время жизни – более 1000 циклов разрядки\зарядки аккумулятора
• Может выдерживать до 5-7% потерь мощности из-за выхода из строя элементов батареи
• Большой вольтаж
• Достаточно высокая безопасность
• Экологичность
Недостатки натрий никель-хлоридных аккумуляторов (NiNaCl):• Требует поддержания высокой рабочей температуры
• Для разогрева холодной батареи может потребоваться большие временные затраты
• Аккумуляторы очень чувствительны к температурным перепадам и могут выдержать до 50 циклов нагрева и остывания батареи
Использование аккумуляторов NiNaCl весьма перспективно для электромобилей. Уже сейчас средний пробег машины на аккумуляторе NiNaCl может достигать 150-200 километров за одну зарядку. Конечно цены, даже на такие экономичные батареи все же нуждаются в серьезной корректировке. Это единственная преграда для серийного внедрения электромобилей на NiNaCl.
Последние два типа аккумуляторов, таких как никель-металлгидридные и никель-кадмиевые можно объединить в одном описании. Дело в том, что практическое использование этих видов в электрическом транспорте показали худшие результаты, чем их конкуренты. А в некоторых случаях, как например, с никель-металлгидридными аккумуляторами, их производство и использование запрещено владельцем патента до 2014 года.
Эксплуатационные характеристики аккумуляторных батарейСвинцово-кислотный аккумулятор: КПД – 80-90%, рабочая температура может колебаться в пределах от – 40 до + 40 градусов Цельсия, напряжение разряженного аккумулятора – 1.8 Вольт, ЭДС заряженного аккумулятора – 2.18 Вольт, напряжение – 2 Вольта, энергоёмкость – 30-60 ВТч\кг. Цикл жизни составляет 1000-1500 разряд\заряд батареи.
Литий-ионный аккумулятор: напряжение заряженного элемента – 4.2 Вольта, напряжение разряженного – 2.75 Вольта, температурный режим - -20 до +60 градусов Цельсия, время заряда – 2-4 часа. Цикл жизни – свыше 1000 разряд/заряд аккумулятора.
Натрий-никель-хлоридный аккумулятор: рабочая температура - + 300 градусов Цельсия, энергоемкость – 730 ВТч/кг, ЭДС – 2.6 Вольта. Цикл жизни - более 1000 разряд\заряд аккумулятора.
Никель-кадмиевый аккумулятор: Рабочая температура от -50 до +40 градусов Цельсия, напряжение рабочее – 1, 3 Вольта, ЭДС – 1.37 Вольта, мощность – 150-500 Вт\кг, энергоемкость – 65 Втч\кг. Цикл жизни – свыше 1000 разряд\заряд аккумулятора.
Инфраструктура, обслуживание и рынок аккумуляторных батарейНеразвитая инфраструктура «заправки-заряда» электромобилей не позволяет использовать этот вид транспорта для длительных поездок. Другая причина – долгий заряд некоторых видов аккумуляторных батарей. Это всё позволяет рассматривать электромобиль только, как городской вид транспорта, с обязательной постановкой его на заряд после работы. Естественно, зарядный агрегат должен иметь в личном пользовании любой электромобилист.
На рынке аккумуляторных батарей для электромобилей присутствуют множество компаний из Европы, Америки, Китая и России. К европейским крупнейшим компаниям можно отнести греческого производителя энергосистем Sunlight, швейцарскую компанию MES DEA, которая специализируется на выпуске аккумуляторов ZEBRA, английскую компанию Beta Research & Development Ltd., немецкую компанию VARTA. На американском рынке, как и во всём мире, известность получила корпорация Exide Technologies, заводы по производству аккумуляторных батарей, которой разбросаны по всему свету. Большую популярность в России приобрела продукция китайских производителей аккумуляторных батарей, благодаря их невысокой стоимости.
Ценовая политика на рынке тяговых аккумуляторных батарей зависит полностью от вида выпускаемой продукции, её качества и известности компании производителя. Так, например, свинцово-кислотную батарею, вырабатывающие 8 КВт\час можно приобрести за 1000-1500 долларов США. Это около 150-200 долларов за киловатт. Литий-ионные аккумуляторы стоят гораздо дороже – от 300 долларов за киловатт энергии, а их экономичные аналоги натрий никель-хлоридные аккумуляторные батареи – 200-300 долларов за киловатт.
Как итог, можно утверждать, что для электромобилей более качественными и перспективными в развитии являются литий-ионные и никель-хлоридные аккумуляторные батареи, благодаря их высоким эксплуатационным характеристикам. Однако использование свинцово-кислотных батарей в качестве тяговых источников энергии, хоть и сопряжённо с затратами на обслуживание и прочими неудобствами, все же не лишено смысла, благодаря низкой стоимости и доступности аккумуляторов.
Коммерческая реклама: шины nokian wr d3
|