Электромобиль: назад в будущее
Здесь список элетромобилей с подробным описанием каждой модели
История электромобиля
Первый электромобиль увидел свет в 1841 году, и почти на полвека опередил автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Пионерами электромобилестроения считают двух англичан Роберта Дэвидсона и Роберта Андерсона, а также американца Томаса Девенпорта. Стоит отметить, что первые электромобили, вышедшие из мастерских основоположников электротяги, представляли собой весьма ненадёжные, громоздкие агрегаты, которые двигались с небольшой скоростью. Собственно, быстрее было дойти пешком до пункта назначения, чем доехать на электромобиле. Тогда мало кто догадывался, что буквально через полвека электромобили станут очень популярным средством передвижения, правда, ненадолго. Но до будущего триумфа электромобиля нужно было ещё дожить, не опустить руки, продолжать искать новые способы улучшения динамических характеристик электротранспорта. Время шло, конструкция электромобилей приобретала все более совершенные характеристики, что, конечно же, сказалось на популярности данного вида транспорта. Спрос на электроколяски рос с каждым годом, стали появляться достаточно крупные компании, серийно выпускающие электромобили. Конец 19 и начало 20 века – это эра элетромобилестроения. Именно в эти годы автомобили на электротяге заполонили европейский (Англия) и американский рынок транспортных средств. Только в США в начале прошлого века выпускалось более 10 000 моделей электромобилей в год. Стоит отметить, что неуклюжие прототипы электрокаров середины 19 века превратились в довольно-таки удобные и скоростные повозки-кареты на электротяге. В 1985 году электромобиль достиг максимальной скорости передвижения – 63.15 километров\час, а уже через четыре года, в 1899 году, электрокар взял рубеж в 100 километров\час. Такая скорость в начале прошлого века была настоящей фантастикой. Началось покорение скоростных пределов во французском городке Ашер, где жил конструктор Камиль Женатци. Именно он создал электромобиль La Jamais Contente напоминающий внешним видом торпеду, которая устанавливалась на своеобразные шасси. Этот болид, управляемый самим инженером, достиг феноменальной по тем временам скорости – 105.88 километров\час. За океаном, в США, известный американский инженер-конструктор электрокаров Уолтер Бейкер соорудил электромобиль, который мог передвигаться на скорости 130 километров\час. Заметный след в истории электромобиля оставил ещё один американский инженер-конструктор Эндрю Лоуренс Райкер, который в начале 20 века организовал собственную компанию по выпуску городских моделей электротранспорта. Всё же, как ни старались активисты электромобильного производства, но 20-годы прошлого века принесли с собой упадок и постепенное затмение славы электромобилей. Всё дело в том, что конкурент на ДВС во многом превосходил электрокары того времени. Не помогло даже безпрецедентное путешествие на электромобиле фирмы «Борланд Электрик» от Чикаго до Милуоки на одной зарядке аккумуляторной батареи. Собственно, электромобиль преодолел 167 километров со скоростью 55 км\час. Эра электрокаров клонилась к закату, ей на смену приходили дешёвые, с превосходными характеристиками автомобили на ДВС. Тогда мало кто помышлял о загрязнениях окружающей среды, смоге в городах и прочих прелестях выхлопных газов. Технический прогресс только-только набирал полную мощь… Правда, электромобили не исчезли совсем с производства. В период с 1930 – 1960 года в СССР, Англии, США и других развитых странах велись разработки новых электромобилей для военных и социальных нужд. Очередной всплеск интереса широкой общественности к электромобилям возник в начале 70-х годов прошлого столетия, когда весь мир осознал угрозу загрязнения выхлопными газами окружающей среды. Именно в это время стал появляться городской электротранспорт, начались разработки по увеличению емкости тяговой аккумуляторной батареи, вышли первые пробные модели легковых электромобилей гражданского пользования. Следующим этапом возрождения электромобилестроения можно считать энергетический кризис 1970-х годов, когда цены на классическое топливо для автомобилей стало очень дорогим. В это время интерес к машинам с ДВС значительно снизился, и многие компании вынуждены были начать разработки моделей на альтернативных источниках энергии. В настоящее время, когда характеристики электромобилей становятся все более совершенными, а чадящие ДВС вызывают неподдельное отвращение, правительства ведущих стран совместно с крупнейшими автоконцернами планируют начать серийный выпуск электромобилей городского типа. Да-да, современные электрокары ни в чем не уступают классическим автомобилям, но во многом их превосходят. Тенденция к «озеленению» своего модельного ряда присуща многим автоконцернам. Возможно, в скором будущем развеется смог над городами!
Преимущества и недостатки электромобилей
Преимущества электромобилей по сравнению с автотранспортом на ДВС следующие:
Экологическая безопасность и чистота. Само отсутствие выхлопной трубы подводит к тому, что электромобиль живёт в гармонии с природой; Можно сколь угодно долго находиться в пробках (реалии мегаполисов) и при этом не тратить энергию; Высокий уровень безопасности и надёжности электромобиля; Отсутствие шума двигателя; Электрические тяговые двигатели имеют КПД 90-95% (КПД ДВС – 22-25%); Возможность накопления энергии, подзарядки аккумуляторных батарей во время торможения и езды накатом; Простота в конструкции, ремонте, техническом обслуживании; Высокая плавность хода, бесступенчатое изменение скорости;
Стоит упомянуть и о недостатках, которые в начале прошлого века поставили крест на серийном производстве электромобилей. В наше время они тоже актуальны, но возможностей их решения гораздо больше.
Недостаточная дальность хода на одном заряде аккумуляторной батареи. Собственно, это один из самых главных недостатков электромобиля. Однако в настоящее время разработаны инновационные аккумуляторные батареи, способные долго сохранять заряд. Например, литий –ионные аккумуляторы и другие модификации. Дальность хода многих электромобилей современного производства составляет от 180 до 260 километров, что для городских передвижений вполне достаточно. Инфраструктура зарядных станций. Конечно, чтобы запустить массовое производство электромобилей необходимо построить большое количество зарядных станций, которые могли бы производить подзарядку аккумуляторных батарей электрокаров за считанные минуты (50 кВт). Большая стоимость киловатта энергии аккумуляторной батареи электромобиля. Электрокары с достойными характеристиками стоят пока недёшево, поэтому многим автолюбителям просто недоступны в финансовом плане. Возможно, серийный выпуск исправит это положение.
Принцип работы электромобиля
Принцип работы электрического двигателя автомобиля во многом схож с работой тех же электромоторов вентиляторов и т.д. Суть работы любого электромотора в том, что подвижная часть двигателя (ротор) совершает вращательные движения вокруг неподвижной части (стартер) под воздействием магнитного поля, которое создается электричеством. Ротор приводит в движение ось, на которой размещены колеса автомобиля. На моторный вал устанавливается редуктор и дифференциал, чтобы адаптировать скорость вращения ротора к радиусу колёс автомобиля. Электромобиль не имеет коробки передач, так как переход из неподвижного состояния к движению осуществляется плавным повышением скорости. Когда автомобиль не совершает движения, то мотор не потребляет энергию, что для городских магистралей очень кстати. Электромобиль заряжается дома или на станции, причём пользователь платить только по установленным тарифам за электроэнергию. Центральным агрегатом, сердцем всего электромобиля является аккумуляторная батарея. Чем дольше она сможет поддерживать заряд, использую свою емкость, тем дольше автомобиль будет ездить без подзарядки. Именно над увеличением емкости и уменьшением размеров и веса аккумуляторной батареи ведутся основные разработки в электромобилестроении. Разработчики идут на некоторые хитрости, чтобы увеличить дальность хода электрокаров. Например, оснащают электромобиль дополнительный двигателем ДВС небольшого объема, который работает как генератор, подзаряжая аккумуляторную батарею во время движения. С таким вот бензиновым генератором электромобиль может преодолевать расстояние до 300-360 километров.
Производители электромобилей и планы на будущее
Производством электромобилей в настоящее время занимаются не только крупные концерны, такие как Форд, Honda, SEAT, Kia и прочие известные компании. Выпускают электромобили, очень даже неплохого качества, также и более мелкие компании. Среди них: Tesla Motors, Phoenix Motorcars. Массовая экспансия электромобилей в гражданский транспорт планируется в 2012 – 2015 году. Именно в этот период производственные мощности заводов должные выйти на серийный уровень, а необходимая инфраструктура для электромобилей достигнуть приемлемого уровня. Пока что, несмотря на все преимущества электромобилей для городского передвижения, человечество продолжает принимать бензиновый наркотик. Однако цены на нефть и производимые из неё виды топлива неуклонно растут, а новые технологии всё смелее заявляют о себе. Это означает, что в скором будущем автотранспортный комплекс избавиться от нефтяных пятен.
|